back

Адрес: 220125, г. Минск,
пр-т Независимости 177, помещение 1а

Email: info1@eneca.by Карта сайта

тел.

+375 17 393 27 88 +375 29 117 38 63 +375 29 671 97 36 +375 29 255 78 33

Российский номер:

+7 499 348 23 19

О компанииИстория компанииПреимущества компанииЛицензии и сертификатыКонтакты и реквизитыРабота в компанииНовости компанииНовости от коллектива ЭНЭКИПредложение о сотрудничествеОтзывы ЗаказчиковВ каких странах мы работаемБеларусьРоссияУкраинаКазахстанЕвропа АутсорсингСфера деятельностиСупермаркеты и специализированные объекты 1000 - 5000 m²Гипермаркеты и многофункциональные торговые комплексы Бизнес центрыПроектирование логистических центровСупермаркеты и специализированные объекты 10 000-100 000 м2.Проектирование автомобильных моекПроектирование кафе, баров и ресторановПроектирование гостиницПроектные работыРазработка эскизных решенийПроектирование торговых центровПроектирование бизнес-центровПроектирование внутренних и наружных инженерных сетейПроектирование энергоисточниковРазработка разделов ПСД для торгово-административных объектовАдаптация проектовПредпроектные работыОбоснование инвестирования (ОИ)Технико-экономическое обоснование (ТЭО)Сбор исходных данныхПроведение инженерных изысканийЭкологические работы и проектыРазработка раздела "Охрана окружающей среды" (ООС) Разработка раздела "Оценка воздействия на окружающую среду" (ОВОС)Разработка проекта санитарно-защитной зоны предприятияРазвитие экологического паспорта предприятияРасчеты рассеивания загрязняющих веществ в программе Эколог 3.0Проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Разработка нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздухПроведение инвентаризации отходовРазработка инструкции по обращению с отходами предприятияПредоставление услуги "внештатный эколог"Программное обеспечение расчета масс выбросов загрязняющих веществ Расчет шумовОценка рисковПроект зоны охраны артскважинИнструкция по производственному экологическому контролюЭкономические работыРасчет экономической эффективности проектовБизнес-план инвестиционных проектовБизнес-план развитияБизнес-план создания нового предприятияМониторинг и сопровождение бизнес-планаПомощь в организации финансированияСоздание расчетной схемы бизнес-планаКонсультационные услуги по экономическим расчетамВыполненные проектыПроектированиеПредпроектные работыЭкологические работыЭкономические работыСельское хозяйствоДругоеПроектированиеЭнэка в других отрасляхТорговляПромышленностьЭнергетикаЭкономикаЭкология
Главная страницаТорговляО компанииНовости компанииСТРАТЕГИЯ ТОРГОВЛИ В БЕЛАРУСИ. ЧТО НАС ЖДЁТ, И К ЧЕМУ МЫ СТРЕМИМСЯ?

СТРАТЕГИЯ ТОРГОВЛИ В БЕЛАРУСИ. ЧТО НАС ЖДЁТ, И К ЧЕМУ МЫ СТРЕМИМСЯ?

В последние годы в Беларуси отмечается заметный рост количества торговых и бизнес-центров, гостиниц и объектов общепита. Особенно заметен рост розничных торговых сетей с возведением собственных торговых центров площадью до 100 тысяч м кв. Данная ситуация вызывает бурные дискуссии, как в сообществе инвесторов, так и среди обычных потребителей товаров. Но стоит отметить, что нельзя просто построить торговый центр и ожидать от его заоблачной прибыли. Проектирование торгового центра это непростая задача необходимо учитывать целый ряд факторов, которые в свою очередь тесно связаны между собой.

Успешное развитие торгового центра во многом зависит от сформированной концепции и идеи. В основе этого лежит месторасположение ТЦ, арендуемые помещения, а также ситуация, которая складывается в данный момент на рынке. Важным также является выбор ценового сегмента, в котором рассчитывает развиваться ТЦ — средний, эконом, выше среднего или высокий. Необходимо понимать, в каком регионе, городе востребован тот или иной арендатор, какие лучше выбрать товарные группы.

 

К слову. В Европейских странах для определения оптимальной зоны размещения ТЦ используются геоинформационные технологии, которые учитывая ряд факторов (плотность населения, возрастной состав и ряд других факторов) дают обоснованную рекомендацию для места размещения объекта.

 

Крупные торговые центры стараются привлечь покупателей не только скидками и постоянными распродажами. Для каждого строящегося центра определяется специализация и функциональное наполнение. Новые объекты – это не просто большая площадка для розничной торговли, но и собственное производство (пекарни, цеха по производству кулинарной и кондитерской продукции), рестораны, кафе, услуги, развлекательные комплексы, дополнительные парковочные места. Строительство подобных центров с широким функциональным набором помещений позволяет комплексно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах. Именно поэтому, в выходные дни на стоянке столичных торговых центров нет пустых мест.

Для РБ данная стратегия торговых центров только начинает набирать оборот. У нас насчитывается около 15 комплексных, многофункциональных объектов семейного досуга по типу «мультисервис». В ряде Европейских стран у людей вошло в привычку: сходить в кино, пообедать с друзьями, обновить гардероб и ещё сделать большое количество дел, не выходя за пределы одного здания.

Говоря о крупных торговых центрах, не стоит забывать и о сегменте магазинов “у дома” или магазинов шаговой доступности, которые  рассчитаны на посетителей близлежащих домов с товарами первой необходимости (от продуктов питания до элементарных вещей бытовой химии). В старых микрорайонах объекты такого типа реконструируются  и реформируются под новые форматы торговли. Проектирование магазинов “у дома”  в новых микрорайонах имеет уже совершенно другую концепцию. Данные торговые площади практически не имеют складских помещений и используют рационально каждый квадратный метр. Правильно выстроенная логистика доставки, грамотное использование трудовых ресурсов и использование передовых технологий – это то, что повышает конкурентоспособность любой торговой сети.

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ

Отдельно стоит уделить внимание торговым сетям, ведь именно они в основном являются основными двигателями развития торговых центров. Важным событием для белорусского розничного бизнеса стало открытие в Минске двух первых современных гипермаркетов в 2005 году. Это событие ознаменовало не только начало быстрого перехода розничной торговли к современному мировому формату, но и, что более важно, стало отправной точкой для многих частных торговых организаций в переосмыслении их рыночной стратегии. Все сегодняшние лидеры рынка сделали ставку, во-первых, на максимально быстрое расширение торговой сети с постепенным проникновением в регионы, во-вторых, на создание современной закупочной логистики как ключевого фактора роста и снижения закупочных цен, в-третьих, на создание единых стандартов сервиса и мерчандайзинга во всей сети. Следствием стал молниеносный рост и концентрация товарооборота у нескольких лидеров и отставание середнячков и государственной торговли, потеря ими доли рынка.

В разрезе современных форматов торговли в Беларуси наиболее активное развитие получили такие форматы как дискаунтеры и гипермаркеты. В настоящее время в столице сформирована крупнейшая в республике инфраструктура розничной торговли, которая насчитывает сегодня более 6 000 объектов розничной торговли торговой площадью свыше 950 тыс. кв. метров. Ежегодный прирост торговой инфраструктуры стабильно составляет до 100 тысяч кв.м. торговых площадей магазинов (или 200 - 250 объектов), что позволяет нам сегодня иметь в г. Минске сбалансированную систему развития и размещения (малых, средних предприятий торговли, супер- и гипермаркетов), и достичь высокой адаптивности сети к потребностям населения. При этом также стоит учитывать тот факт, что гипермаркеты ориентированы на крупные города с достаточно высоким уровнем доходов населения. А дискаунтеры развиваются не только в Минске и областных центрах, но и в районных центрах и малых городах, где уровень конкуренции значительно ниже.

В областных городах за последние 5 лет замечается существенный рост объёма инвестиций в сферу строительства торговых объектов. Если вспомнить торговые рынки, можно сказать что данный сегмент торговли себя полностью изжил.   Можно сказать о том, что идет оптимизация сети и улучшение инфраструктуры за счет развития сетевого принципа, строительства и реконструкции действующих магазинов.

На потребительском рынке столицы конкурирует более 30 торговых сетей: в сегменте продовольственной сети – «Корона», «Гиппо», «Соседи», «Евроопт», «Виталюр», «Алми», «Златка», «Родная сторона», «БелМаркет» и тд. Монополизация рынка одним из представителей розничной сети не грозит, поскольку Палата Представителей Республики Беларусь приняла законопроект, запрещающим расширение торговых площадей торговой сетью в рамках административно-территориальной единицы в случае превышения торговой сетью порога в 20% от товарооборота в границах этой административно-территориальной единицы.

Сегодня в черте города Минска расположены 14 гипермаркетов: «Гиппо»-3, «Простор»-3, «Корона»-3, «Соседи», «Грин», «Ома», «Материк», «Миля» и 2 гипермаркета «Бигс» и «Евроторг» на внешней стороне МКАД. К концу 2014 года в столице ожидается появление ещё 7 гипермаркетов.

Существует показатель обеспечённости торговыми площадями на тысячу человек. Показатель обеспеченности торговыми площадями относится к числу важнейших социальных стандартов, характеризующих деятельность торговли. К 2015 году данный показатель по РБ по планам должен достичь 600 м кв. на тысячу человек.

Справочно: В странах СНГ обеспеченность составляет от 300 до 700 кв.м на 1000 человек, во многих странах Западной Европы – 1000 кв.м и более. В настоящее время обеспеченность торговыми площадями в Киеве составляет  417 кв.м, в Москве-743 кв.м, в Париже-860 кв.м.

Во многом стратегия развития торговой инфраструктуры в стране повторяет модель развития в Европе, но с приличным отставанием.

На данный момент в Европе сформирована и работает отличная модель, которая подразумевает создание совершенной конкуренции, при которой остаются только сильные игроки на рынке. В дальнейшем  они уже и задают единые правила и тенденции в обслуживании, используя только передовые технологии,  решая  глобальные вопросы (использование вторичного сырья, «зеленые технологии»). Такой же стратегии придерживается и РФ, но из-за большой территории охвачена лишь малая часть страны в районах крупных городов. Россия имеет большой потенциал для развития сетей розничной торговли при должном развитии логистики.

ВЫВОДЫ

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующие выводы.

В настоящий момент завершается строительство нескольких крупных торговых центров. Стоит ли закладывать фундамент для новых ТЦ?  Открытие новых торговых центров в Минске только ужесточит конкуренцию на рынке. Крупные торговые объекты первыми столкнутся с низкой наполняемостью арендаторами. Необходимо привлечь крупные международные бренды в противном случае центры рискуют пустовать долгое время, поскольку в РБ нет необходимого количества арендаторов. Более выгодно будут смотреться торговые центры средних размеров расположенные в новых микрорайонах и имеющие свою концепцию.

Касательно развития розничной торговли в Беларуси, можно с уверенностью утверждать, что конкурентоспособность современных форматов, таких как дискаунтер, гипермаркет, а в некоторых случая и «магазин у дома», значительно выше традиционных, что подтверждают статистические данные. И если мелкий бизнес, проявляя гибкость, способен находить новые ниши и оставаться прибыльным, то средние торговые организации в первую очередь будут поглощены крупными сетевыми игроками. И как результат через несколько лет останется не больше 10 сильных представителей розничной торговли. В течение нескольких лет увеличится количество магазинов от 300 до 1000 м кв., которые будут обслуживать новые микрорайоны. Так же строительство крупных гипермаркетов в больших городах будет иметь смысл до момента насыщения рынка.

Фалюк Андрей. 

Экономист ОДО "ЭНЭКА

тел.

+375 17 393 27 88 +375 29 117 38 63 +375 29 671 97 36 +375 29 255 78 33

Российский номер:

+7 499 348 23 19

Адрес: 220125, г. Минск, пр-т Независимости 177, помещение 1а, бизнес-центр «ПОРТ»,
3- й этаж

Email: info1@eneca.by