back

Адрес: 220125, г. Минск,
пр-т Независимости 177, помещение 1а

Email: info1@eneca.by Карта сайта

тел.

+375 17 393 27 88 +375 29 117 38 63 +375 29 671 97 36 +375 29 255 78 33

Российский номер:

+7 499 348 23 19

О компанииИстория компанииПреимущества компанииЛицензии и СертификатыКонтакты и реквизитыРабота в компанииНовости компанииНовости от коллектива ЭНЭКИПредложение о сотрудничествеПоиск товаров и услугОтзывы ЗаказчиковВ каких странах мы работаемБеларусьРоссияУкраинаКазахстанЕвропаАутсорсингСфера деятельностиТепловые источники энергииКогенерация и ТригенерацияВозобновляемая ЭнергетикаСистемы Транспорт ТЭКСистема хранения энергииПроектные работыПроектирование котельныхМини-ТЭЦПроектирование теплоэлектростанций (ТЭС)Проектирование тепловых сетейПроектирование электрических подстанцийПроектирование линий электропередачПроектирование газоснабженияВетроэнергетикаПроектирование Солнечных электростанцийПроектирование биогазовых комплексовПроектирование объектов газификацииАдаптация проектовПроектирование электроснабжения промышленных и административных объектовВодоснабжениеПроектирование питающих сетей напряжением до 10кВ (воздушных и кабельных линий)Проектирование раздела АСКУЭ, телемеханики и релейной защитыПредпроектные работыОбоснование инвестирования (ОИ)Технико-экономическое обоснование (ТЭО)Расчет потребности в топливе (РПТ)Расчет нагрузок (РН)Подбор оборудованияСбор исходных данныхПроведение инженерных изысканийГеомаркетингВыполнение функции ЗаказчикаЭкологические работы и проектыРазработка раздела "Охрана окружающей среды" (ООС) Разработка раздела "Оценка воздействия на окружающую среду" (ОВОС)Разработка проекта санитарно-защитной зоны предприятияРазработка экологического паспорта предприятияРасчеты рассеивания загрязняющих веществ Проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Разработка нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздухПроведение инвентаризации отходовРазработка инструкции по обращению с отходами предприятияПредоставление услуги "внештатный эколог"Программное обеспечение расчета масс выбросов загрязняющих веществРасчет шумаОценка рисковПроект зоны охраны артскважинИнструкция по производственному экологическому контролюЭкономические работыРасчет экономической эффективности проектовБизнес-план инвестиционных проектовБизнес-план развитияБизнес-план создания нового предприятияМониторинг и сопровождение бизнес-планаПомощь в организации финансированияСоздание расчетной схемы бизнес-планаКонсультационные услуги по экономическим расчетамВыполненные проектыПроектирование Предпроектные работыЭкологические работыЭкономические работыЭнэка в других отрасляхТорговляПромышленностьЭнергетикаЭкономикаЭкология
Главная страницаЭнергетикаО компанииНовости компанииСколько стоят традиционные и возобновляемые источники энергии. Мировая практика

Сколько стоят традиционные и возобновляемые источники энергии. Мировая практика

Зачастую можно услышать мнение, что возобновляемые источники энергии это «дорогие» игрушки богатых стран. В действительности, мировая практика по поддержки ВИЭ, заключающаяся в увеличенном тарифе на продажу электроэнергии, способствует росту государственных субсидий на покупку «зеленой» энергии, что в конечном счете влечет рост тарифов на электроэнергию, например, в Германии отчисления на ВИЭ в тарифе на электроэнергию для населения за 9 лет выросли с 0,69 до 5,27 евроцентов/кВт*ч (Источник: BDEW). В итоге в Европейском союзе были пересмотрены государственные субсидии на возобновляемую энергетику и принят ряд законодательных актов, уменьшающих привилегии производителей «чистой» энергии.

Однако, исследования международного энергетического агентства (МЭА) и других крупных консалтинговых компаний показывают, что в ряде развитых стран, несмотря на провозглашенную политику отказа от субсидирования ископаемого топлива, сохраняются меры государственной поддержки энергетики на основе ископаемого топлива, порой чувствительно влияющие на национальную экономику и внутреннюю политику.

Чтобы разобраться с размерами субсидий необходимо для начала определить, что они включают и как их оценивают.

В международной практике есть несколько определений понятию субсидий, но единственное что все эти понятия объединяют, это то, что субсидии подразделяются на две группы:

  1. Субсидии производителям.
  2. Субсидии потребителям.

Для более точного описания понятия субсидий в сфере энергетики лучше воспользоваться определением МЭА: «Любое действие правительства, направленное преимущественно на энергетический сектор, которое снижает издержки производства энергии, повышает цену, получаемую производителями энергии, или снижает цену, уплачиваемую потребителями», например:

Самым популярным видом энергетических субсидий является прямой перевод денежных средств. Для производителя субсидии могут выражаться в покрытии убытков, так и компенсации затрат на какие-либо ресурсы (к примеру, субсидирование фонда заработной платы или процентной ставки по кредиту), вплоть до компенсации затрат на разработку и внедрение инновационных технологий.

Субсидии для потребителя заключаются в снижении цена на закупаемый энергоноситель, а разница компенсируется продавцу за счет бюджета государств.

 

РАЗМЕРЫ СУБСИДИЙ

Международное энергетическое агентство совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводит международное исследование в области энергетических субсидий на ископаемое топливо и возобновляемые источники энергии и вот к каким результатам они пришли:

Источник: International Energy Agency

Мировые субсидии за 2013 год

Источник: International Energy Agency

Субсидии на ВИЭ, в отличие от субсидий на ископаемое топливо, демонстрировали поступательный рост на протяжении всего периода, причиной этого является энергетическая стратегия большинства государств носящая «зеленый» характер. Но не смотря на бурный рост возобновляемых источников, субсидии на ископаемое топливо в 4,5 раза выше. А ряд принятых законодательных актов в Европе должны замедлить и уменьшить затраты государства на возобновляемые источники энергии.

В пятёрке лидеров в области субсидий на ископаемое топливо являются Иран, Саудовская Аравия, Индия, Россия и Египет (по данным на 2013 год)

 

Субсидии на ископаемое топливо

Источник: International Energy Agency

На данной карте изображены размеры субсидий на ископаемое топливо, млрд. долл (на черном прямоугольнике)

На диаграммах изображены размеры субсидий в процентном соотношении на нефть, газ и электричество

Некоторые страны пытаются уменьшить размеры субсидий, например, Египет, который в июле 2014 г. сократил размер энергетических субсидий на 6,2 млрд долл. В результате, чего увеличился платежный баланс страны. По такому пути пошли Индия и Индонезия.

 

СРАВНЕНИЕ СУБСИДИЙ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

В энергетическом мире помимо уровня развития стран принято решение делить страны на импортер или экспортер топливных энергетических ресурсов, т.е, если у страны доля собственных первичных энергоресурсов свыше 100 %, то страна относится к экспортерам энергоресурсов, и наоборот.

Классификация стран «Группы двадцати»

Источник: International Energy Agency

В качестве примера рассмотрим по одной стране из каждой группы (развитая-экспортер – Канада, развитая-импортер – Европейский союз, развивающаяся-экспортер - Россия, развивающаяся-импортер – Китай)

КАНАДА

Источник: сайт censor.net.ua

ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО

Субсидирование производителей ископаемого топлива в Канаде осуществляется на федеральном уровне, а также в ряде провинций, которые обладают наибольшими запасами энергетических ресурсов. На федеральном уровне действует налоговая скидка с доходов от разработки истощаемых природных ресурсов (Earned Depletion Allowance), подразумевающая снижение налоговой базы для компаний, добывающих энергоресурсы. Субсидия на разведку позволяет добывающим компаниям в полном объеме вычесть соответствующие расходы из налогооблагаемой базы. Необычной формой субсидирования производителей является введенное еще в 1950-е годы разрешение на выпуск так называемых «проточных» акций. Компании, несущие расходы на разведку и разработку новых месторождений, могут выпускать и продавать инвесторам такие акции. Они не учитываются в налогооблагаемой базе, что увеличивает интерес инвесторов.

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ВИЭ

Производители, использующие для производства энергии из ВИЭ получают субсидию в размере 50% от его балансовой стоимости, если оно отвечает стандартам энергоэффективности, и 30% балансовой стоимости, если не отвечает. Для поддержки новых проектов в области возобновляемой энергетики предусмотрена программа возмещения расходов. Материальные и нематериальные затраты (в том числе на исследования) вычитаются из налогооблагаемой базы, и этот вычет может быть передан инвестору посредством выпуска «проточных» акций. Программа научных исследований и экспериментальных разработок подразумевает налоговый вычет в размере 35 % федеральных налогов для компаний. Отдельные меры по поддержке производителей возобновляемой энергии реализуются на уровне провинций.

ПОТРЕБИТЕЛЯМ ВИЭ

Основной мерой поддержки потребителей ВИЭ являются зеленые тарифы на энергию из возобновляемых источников, которые действуют или готовятся к внедрению в отдельных провинциях Канады.

Если сравнить субсидии на возобновляемые источники энергии и традиционное топливо в Канаде то цифры будут примерно одинаковые на уровне 2,8 млрд. долл/год.

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Источник: сайт novosti-es.ru

ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Несмотря на обозначенные инициативы ЕС, прогресс в области отказа от неэффективного субсидирования замедлился и предоставление субсидий сохраняется в большинстве европейских стран. В Европе наиболее распространенным ископаемым топливом является уголь, и в качестве основного получателя производственных субсидий здесь выступает угольный сектор. На него приходится до 80 % общей поддержки производителей ископаемого топлива в ЕС, которая в 2011 году составила 4 978 млн долл. Максимальный вклад в европейскую поддержку производителей угля вносит Германия.

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Потребители ископаемого топлива в ЕС получают более масштабную поддержку: она может быть оценена в 30 459 млн долл. в 2011 году. Как и в случае с субсидиями производителям, субсидии потребителям ископаемого топлива в ЕС принимают форму налоговых льгот. Они характерны практически для всех стран ЕС.

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

Основными мерами государственной поддержки ВИЭ в электроэнергетике являются зеленые тарифы, премиальные надбавки к цене на зеленую электроэнергию и обязательные квоты для ВИЭ. Зеленый тариф представляет собой гарантированную цену, которую получает производитель за электроэнергию из ВИЭ, поставляемую в сеть. Квоты на электроэнергию из ВИЭ устанавливает государство, требуя от потребителей или производителей использовать определенную долю электроэнергии ВИЭ. Налоговые исключения (послабления) и кредиты по льготным процентным ставкам, выступают в роли дополнительных мер в программах поддержки ВИЭ.

Если сравнить субсидии на возобновляемые источники энергии и традиционное топливо в ЕС, то возобновляемая энергетика дотируется в большем объеме, по состоянию на 2011 г. субсидии на ВИЭ составили 0,3% ВВП, а ископаемое топливо 0,2% ВВП ЕС. Наибольший вклад вносят такие страны как Германия, Испания и Италия.

 

Субсидии ВИЭ в ЕС по секторам поддержки в 2009 году, млрд долл.

Источник — Ecofys, 2011

где – ВИЭ-Э – возобновляемые источники энергии в области электроэнергетики

         ВИЭ-ТХ – возобновляемые источники энергии в области теплохолодоснабжения

         ВИЭ-Т – возобновляемые источники энергии в области транспорта

РОССИЯ

Источник: сайт: oboi.ws

ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Могут быть выделены следующие основные методы предоставления субсидий: –– прямое финансирование отдельных отраслей ТЭК посредством бюджетных выплат в научно-исследовательские работы в области ТЭК и производителям (сбытовым) предприятиям газовой отрасли с целью покрытия расходов на строительство новой инфраструктуры; А также снижение налогов на имущество, прибыль и снижение вывозных таможенных пошлин.

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Субсидирование преследует следующие цели:

  • сохранение приемлемого уровня цен на газ и электроэнергию для потребителей коммунально-бытового сектора
  • стимулирование роста промышленного производства за счет субсидирования цен на газ.

Характеристика основных субсидий потребителям ископаемых видов топлива в России

Источник — Министерство энергетики Российской Федерации; IEA, 2010

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

На данном этапе существуют следующие механизмы субсидирования производства электроэнергии из ВИЭ:

  • надбавки к цене на электроэнергию
  • заключение договоров о предоставлении мощности ВИЭ
  • прямые субсидии из государственного бюджета, на компенсацию стоимости технического присоединения объектов генерации с установленной мощностью не более 25 МВт на основе ВИЭ;

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

На сегодняшний момент отсутствуют какие-либо субсидии потребителям энергии из ВИЭ, скорее потребители являются источниками субсидий, нежели их получают.

Если в предыдущих странах на государственном уровне ВИЭ и ископаемое топливо поддерживались на одном уровне, то в России наблюдается полная противоположность, субсидии на ископаемое топливо оцениваются в размере 47 млрд. долл. в год, а ВИЭ не достигает миллиарда.

КИТАЙ

Источник: сайт: polit.ru

ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Субсидирование производителей ископаемого топлива осуществляется как прямыми, так и косвенными механизмами. Они включают частичную компенсацию стоимости импорта, льготное кредитование и налогообложение, научно-техническую поддержку. Например, государственную поддержку получают нефтегазовые компании, осуществляющие покупку энергетических активов за рубежом, также производители ископаемого топлива пользуются налоговыми льготами. От НДС освобождена переработка угольных отходов и шлама, горючих сланцев и др. Налог на прибыль сокращен c 25% до 15% для всех предприятий, использующих высокоэффективные технологии

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Основным инструментом поддержки потребителей ископаемого топлива является ценовое регулирование. Регулирование цен касается как угля, газа так и топлива для транспорта.

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Прямые и косвенные механизмы государственной поддержки производителей ВИЭ в Китае весьма разнообразны. Они включают прямое государственное финансирование центрального и местных правительств, демонстрационные проекты, применение зеленых тарифов, льготное кредитование и налогообложение, научно-техническую поддержку.

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Субсидирование потребления ВИЭ осуществляется через их основных потребителей — электросетевые компании, а также путем фиксирования цен.

Не смотря на то, что Китай является лидером по установленной мощности ВИЭ в мире, государственные субсидии на ископаемое топливо превышают на «зеленую» энергию в 15 раз: 21 млрд против 1,4 млрд долл.

Как показывают данные, вне зависимости от такого на каком экономическом и энергетическом уровне развития находится страна, в ней существуют субсидии на ископаемое топливо (исключение составляет Колумбия, но она не входит в G20). Относительно субсидий на ВИЭ можно сказать, что в большинстве стран они намного меньше субсидий на ископаемое, исключение составляет ЕС, где «зеленая» экономика становится на первое место.

ПОСЛЕДСТВИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СУБСИДИЙ

Конечно с экономической точки зрения, субсидии искусственно снижают цены на энергию, способствуя тем самым уменьшению затрат на покупку энергии. Но довольно к интересным результатам пришло исследование МВФ, в котором говорится, что большую часть субсидий получают обеспеченные слои населения, это касается практически всех форм энергии. Это объясняется довольно просто, чем больше вы потребляете, тем больше экономический эффект от субсидий, а в большинстве стран довольно хорошо отслеживается зависимость потребления энергоресурсов от уровня доходов. Несмотря на неравенство распределения энергетических субсидий, большинство исследований привело к выводу о том, что малообеспеченные группы населения пострадают от отмены субсидий и нуждаются в компенсации или замене на более тщательно разработанные целевые субсидии.

Субсидирование ископаемых энергетических ресурсов признается чистой потерей общественного благосостояния, например исследования МЭА в 37 странах за 2000–2012 г, показало, что субсидии уменьшают суммарное общественное благосостояние вне зависимости от источников их финансирования как в странах-импортерах, так и в странах- экспортерах нефти. Потери незначительны, если субсидии не превышают 1 % ВВП и быстро растут при превышении этого порога.

Но наибольшее влияние субсидии оказывают на экологию (за счет стимулирования потребления ископаемого топлива, увеличиваются выбросы парниковых газов в атмосферу). В качестве примера, приведены несколько исследований.

Оценки доли сокращения выбросов СО2 в случае отмены субсидий на ископаемые энергоресурсы

Источник — Аналитический центр при правительстве российской Федерации

Особое внимание стоит уделить и оценке субсидий на ВИЭ в области экологии. Недавнее исследование Национальной академии наук США продемонстрировало практически полное отсутствие эффекта на выбросы — изменение выбросов, связанное с действием субсидий, по результатам моделирования составит от –0,3 % до +0,2 % за 2010–2035 годы.

Субсидирование ВИЭ вызывает сомнения по экологическим аспектам из за счет того, что необходимо использование резерва для мощностей солнечной или ветряной, за счет сжигания ископаемого топлива.

Что касается воздействия на уровень социального благосостояния в случае субсидирования ВИЭ, то выводы аналитических исследований достаточно разнообразны, например:

  • рост надбавок к плате потребителей за электроэнергию сдерживает увеличение доступности электроэнергии
  • субсидирование ВИЭ повышает общественное благосостояние, если интернализует экологические эффекты, однако не является самым эффективным средством для достижения этой цели
  • постоянные субсидии ВИЭ — дорогой и весьма рискованный инструмент, поскольку отклонения от оптимальных уровней субсидий (на 2 %) вверх снижают общественное благосостояние (–3 %), вниз — увеличивают выбросы парниковых газов (+18 %); привлекательной альтернативной политике ценообразования на углерод может стать «зеленый тариф» на энергию из ВИЭ и углеродные фонды, поскольку при небольшой стоимости (0,8 и 0,6 % соответственно) они ограничивают побочные эффекты роста цен на 60 %

Разнородность воздействия субсидий, стимулирующих развитие ВИЭ в том числе через воздействие на продолжительность жизни, покупательную способность и социальное благополучие населения, определяет необходимость взвешенной оценки преимуществ и недостатков данного инструмента.

Что же касается Беларуси, то данных по энергетическим субсидиям найти в свободном доступе не удалось, но если провести анализ установок производящих электроэнергию от возобновляемых источников энергии то получаются следующие результаты – суммарные субсидии на ВИЭ в Беларуси составляют 42,3 млн. долл.

 

Источник — расчеты ОДО «ЭНЭКА»

В расчетах использовались данные по количеству установок, получивших сертификаты о подтверждении происхождения энергии из возобновляемых источников энергии по состоянию на 31 августа 2015 года. При расчете использовались коэффициенты до принятия Постановления Министерства экономики Республики Беларусь № 45 от 7 августа 2015 г, а также курс доллара 18259 руб. В соответствии с методикой МЭА, в результатах не учитывалась стоимость сокращения затрат на покупку газа и затраты на поддержание резерва мощности в энергосистеме. Важным аспектом является, что в расчетах вся произведенная электроэнергия продается населению по тарифу 990 руб/кВт*ч.

Отдельно хочется выделить такой вид энергии как атомная энергетика. Большинство работ не включают исследования в данной области, либо относят субсидии в атомную энергетику в сферу возобновляемых (что немного странно), но вот результаты некоторых исследований:

  • по результатам отчета IEA, OPEC, OECD, WORLD BANK 2010 года средние субсидии на атомную энергетику составляют порядка 1,7 долл/кВт*ч
  • по отчету UCS субсидии на атомную энергетику составляют 1,7 – 5,4 долл/кВт*ч
  • European Commission, опубликовавший отчет «Субсидии и стоимость энергии в ЕС» также продемонстрировал, что не смотря на сворачивание атомной энергетики, ее доля в энергетических субсидиях по-прежнему велика

Источник — European Commission

ВЫВОДЫ

На сегодняшний день практически все виды энергии субсидируются во всем мире, поэтому говорить, что только возобновляемые источники энергии конкурентоспособны лишь благодаря государственный субсидиям как-то не совсем корректно. Поэтому при принятии решений в каком направлении развивать энергетический сектор страны необходимо провести глубокий анализ, чтобы в конечном итоге в выигрыше были все. Вероятнее всего отказаться полностью от энергетических субсидий практически невозможно, поэтому в случае наличия положительных суммарных эффектов от энергетических субсидий – субсидии могут считаться экономически эффективным вне контекста.

 

Источником данных по энергетическим субсидиям в предоставленных странах является Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации