back

Адрес: 220125, г. Минск,
пр-т Независимости 177, помещение 1а

Email: info1@eneca.by Карта сайта

тел.

+375 17 393 27 88 +375 29 117 38 63 +375 29 671 97 36 +375 29 255 78 33

Российский номер:

+7 499 348 23 19

О компанииИстория компанииПреимущества компанииЛицензии и СертификатыКонтакты и реквизитыРабота в компанииНовости компанииНовости от коллектива ЭНЭКИПредложение о сотрудничествеПоиск товаров и услугОтзывы ЗаказчиковВ каких странах мы работаемБеларусьРоссияУкраинаКазахстанЕвропаАутсорсингСфера деятельностиТепловые источники энергииКогенерация и ТригенерацияВозобновляемая ЭнергетикаСистемы Транспорт ТЭКСистема хранения энергииПроектные работыПроектирование котельныхМини-ТЭЦПроектирование теплоэлектростанций (ТЭС)Проектирование тепловых сетейПроектирование электрических подстанцийПроектирование линий электропередачПроектирование газоснабженияВетроэнергетикаПроектирование Солнечных электростанцийПроектирование биогазовых комплексовПроектирование объектов газификацииАдаптация проектовПроектирование электроснабжения промышленных и административных объектовВодоснабжениеПроектирование питающих сетей напряжением до 10кВ (воздушных и кабельных линий)Проектирование раздела АСКУЭ, телемеханики и релейной защитыПредпроектные работыОбоснование инвестирования (ОИ)Технико-экономическое обоснование (ТЭО)Расчет потребности в топливе (РПТ)Расчет нагрузок (РН)Подбор оборудованияСбор исходных данныхПроведение инженерных изысканийГеомаркетингВыполнение функции ЗаказчикаЭкологические работы и проектыРазработка раздела "Охрана окружающей среды" (ООС) Разработка раздела "Оценка воздействия на окружающую среду" (ОВОС)Разработка проекта санитарно-защитной зоны предприятияРазработка экологического паспорта предприятияРасчеты рассеивания загрязняющих веществ Проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Разработка нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздухПроведение инвентаризации отходовРазработка инструкции по обращению с отходами предприятияПредоставление услуги "внештатный эколог"Программное обеспечение расчета масс выбросов загрязняющих веществРасчет шумаОценка рисковПроект зоны охраны артскважинИнструкция по производственному экологическому контролюЭкономические работыРасчет экономической эффективности проектовБизнес-план инвестиционных проектовБизнес-план развитияБизнес-план создания нового предприятияМониторинг и сопровождение бизнес-планаПомощь в организации финансированияСоздание расчетной схемы бизнес-планаКонсультационные услуги по экономическим расчетамВыполненные проектыПроектирование Предпроектные работыЭкологические работыЭкономические работыЭнэка в других отрасляхТорговляПромышленностьЭнергетикаЭкономикаЭкология
Главная страницаЭнергетикаО компанииНовости компанииОстановилось ли развитие ВИЭ в Республике Беларусь

Остановилось ли развитие ВИЭ в Республике Беларусь

Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 209 «Об использовании возобновляемых источников энергии» от 18 мая 2015, который регулирует деятельность компаний в сфере «зеленой» энергетики.

В целях совершенствования государственной политики в сфере использования ВИЭ указом предусматривается:

Создание новых, модернизация и реконструкция действующих установок осуществляется в пределах квот на создание объектов ВИЭ. Т.е правительству предоставлено право на установление и распределение квот на строительство установок по видам энергии (солнца, ветра, воды, биогаз). Под квотами подразумевается суммарная электрическая мощность установок по видам на определенный период времени (на сегодняшний день размеры квот не представлены)

Данный пункт вводится с целью:

  • определения экономически оправданных объемов строительства объектов ВИЭ
  • исключения чрезмерного развития по отдельным направлениям
  • обеспечения выбора наилучших технических предложений и наиболее экономически совершенных установок.

По такому варианту пошли многие европейские страны. Это действительно способствует использованию передовых технологий, и конкуренция не позволяет завышать тарифы на произведенную электроэнергию.

2.pngРазмеры повышающих коэффициентов на покупку электроэнергии дифференцируются не только в зависимости от вида возобновляемых источников энергии, но и от иных параметров установок: электрическая мощность, срок службы оборудования на дату ввода установок в эксплуатацию и другие. Согласно 3 пункта данного указа в трехмесячный срок должно появиться Постановление Совета Министров, в котором будут определены размеры квот и повышающие коэффициенты, а также определен механизм зависимости коэффициентов от различных параметров.

Стоит отметить, что данный указ разрешает уменьшить значения повышающего коэффициента для юр. лиц и ИП по инициативе указанных претендентов. Т.е. сам инвестор может уменьшить предоставленный коэффициент до уровня, обеспечивающего возврат его инвестиций. Такой путь выбрала и Россия, где при выборе инвестора повышающий коэффициент может сыграть немалую роль. Государству выгоднее инвест. проекты с меньшими повышающими коэффициентами.

Отметим, что указ не запрещает использование оборудования бывшего в употреблении. Для такого оборудования будет снижен повышающий коэффициент, что позволит сократить затраты государства на возмещение субсидий от «зеленой» энергии. Важно чтобы принятые механизмы позволяли найти баланс между государством и частным инвестором.

3.pngДанный указ имеет положительный аспект для инвестора. В целях создания более благоприятных условий для инвестирования в строительство объектов возобновляемой энергетики и предоставления гарантий государства по защите инвестиций в такие объекты Указом предусматривается закрепить неизменными повышающие коэффициенты, применяемые при определении тарифов на электрическую энергию, производимую установками по использованию возобновляемых источников энергии, в течение 10 лет с даты ввода установок в эксплуатацию.

 

4.JPGДанный указ не распространяется на установки, которые устанавливаются исключительно в целях энергетического обеспечения своей хозяйственной деятельности, а также на объекты, которые были введены в эксплуатацию до принятия данного указа либо заключены инвестиционные договоры на строительство объектов ВИЭ до принятия данного указа.

Из данного пункта следует, что если Вы решили установить объект ВИЭ исключительно на собственные нужды (не продавать электроэнергию в электрические сети), то никто не запретит Вам это сделать. А также если подписан инвест. договор, то тариф будет таким же как и до принятия данного указа. Так что действующие объекты данный указ не затронет, и можно не переживать о снижении повышающего тарифа.

По полученной устной информации от «Министерства энергетики Республики Беларусь»: инвесторам, которые пытались реализовать строительство объектов ВИЭ без подписания инвестиционных договоров, придется получить разрешение на строительство согласно данному указу, т.е попасть в квоты и повышающий коэффициент будет пересчитан. Это предстоит выполнить всем инвесторам, даже если уже выделена площадка либо идет строительство. По полученной информации, документ, регламентирующий алгоритм получения разрешения выйдет до 20 июля текущего года. Обещали, что данная процедура будет прозрачной и простой.

С учетом принятия данного указа должен изменится алгоритм действия заказчика при строительстве объектов ВИЭ. Вероятнее всего алгоритм будет выглядеть подобным образом:

  1. Выбор площадки под строительство объекта (так данный указ определяет квоты только на суммарную мощность, то площадку под строительство инвестор может выбрать в любом регионе страны)
  2. Разработка предпроектной документации, которая будет включать в себя определение начальных капитальных инвестиций в строительство, сроки строительства и граничные экономические условия для различных вариантов (например, минимально необходимый повышающий коэффициент для экономической эффективности проекта, мощность установки и др.)
  3. Участие в конкурсе на квоты, в котором будет определен инвестор на выбранную площадку, а также повышающий коэффициент на продажу электроэнергии.
  4. Согласование задания на проектирование
  5. Проектирование объекта
  6. Получение разрешения на строительство
  7. Строительство и ввод в эксплуатацию объекта

 

ВЫВОД

Принятие данного указа способствует государству управлять вводом новых мощностей ВИЭ, согласно плану развития Республики (с вводом БелАЭС наблюдается избыток генерирующих мощностей в стране), а как следствие и определять государственный бюджет на стимулирование выработки «зеленой» энергии. А в некоторых случаях данные затраты могут быть ниже, чем при существующем подходе.

С вводом квот на рынке возобновляемой энергетики может появится «здоровая» конкуренция среди инвесторов, которые будут стремится устанавливать высокотехнологическое оборудование, для получения площадки под строительство. Но неоспоримым фактом является, что решение о неизменных повышающих коэффициентах в течение 10 лет с даты ввода установок в эксплуатацию дают дополнительные гарантии инвесторам.

Что же касается главного вопроса: остановилось ли развитие ВИЭ с принятием Указа № 209 «Об использовании возобновляемых источников энергии», дать однозначного ответа нельзя. Во-первых, говорить о устоявшемся рынке возобновляемой энергетике в Беларуси говорить пока не получается. Во-вторых, данный указ может сподвигнуть заинтересованных инвесторов принять решение о строительстве, ведь мощности может не хватить на всех. Да и гарантии на повышающий коэффициент в течении 10 лет это еще один стимул. Затормозить развитие смогут принятые государством повышающие коэффициенты. Если при их принятии будет соблюден баланс между государством и инвестором, то резкого снижения ввода новых мощностей не должно наблюдаться.

На наш взгляд, для активного развития объектов ВИЭ необходимо рассмотреть некоторые аспекты внедрения:

Обеспечить прозрачность системы распределения квот на объекты ВИЭ. Это позволит на равных условиях участвовать как иностранным, так и местным инвесторам. Усовершенствование процедуры рассмотрения заявок (по принципу «Одно окно») позволит сократить временные ресурсы на ввод объектов. К сожалению, порой согласование занимает довольно большое время. Стоит отметить, необходимость оперативного изменения данных об оставшейся мощности, что позволит инвестору грамотно определять приоритеты.

Утилизационный сбор на объекты ВИЭ. Как показывает практика в некоторых странах мира, когда ветроэнергетическая установка отслужила свой срок, инвесторы неохотно демонтируют их.

забр вэу.jpg

Заброшенные ветроэнергетические установки, США

Поэтому чтобы избежать подобного риска для государства (он точно существует) необходимо внедрить утилизационный сбор, который можно выплачивать разово (дополнительный бал в выборе инвестора), либо постепенно.

Дополнительные дотации. Этот фактор возможно включить в законопроект при принятии решения о продаже квот по выбросам углекислого газа. Весь плюс «зеленых» технологий в отсутствии выбросов в воздух. Следовательно, государство может продавать сэкономленные выбросы, а часть доходов возвращать инвесторам. Подобную дотацию можно применить для биогазовых комплексов уже сегодня. Именно внедрение подобной технологии позволяет решить экологическую проблему с отходами животноводства.

https://www.eneca.by/images/%D0%BC%D0%BE%D1%8F%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F.jpg

Целюк Алексей.

Инженер ОДО «ЭНЭКА»

тел.

+375 17 393 27 88 +375 29 117 38 63 +375 29 671 97 36 +375 29 255 78 33

Российский номер:

+7 499 348 23 19

Адрес: 220125, г. Минск, пр-т Независимости 177, помещение 1а, бизнес-центр «ПОРТ»,
3- й этаж

Email: info1@eneca.by