back

Адрес: 220125, г. Минск,
пр-т Независимости 177, помещение 1а

Email: info1@eneca.by Карта сайта

тел.

+375 17 393 27 88 +375 29 117 38 63 +375 29 671 97 36 +375 29 255 78 33

Российский номер:

+7 499 348 23 19

О компанииИстория компанииПреимущества компанииЛицензии и Сертификаты Контакты и реквизиты Работа в компании (Вакансии) Новости компанииНовости от коллектива ЭНЭКИ Предложения о сотрудничествеОтзывы ЗаказчиковВ каких странах мы работаемБеларусьРоссияУкраинаКазахстанЕвропаАутсорсингСфера деятельностиЭкологический консалтингВсе отрасли производственной промышленностиВсе отрасли непроизводственной промышленностиПроектированиеЭкологические работы и проектыРазработка природоохранной документации ООСРазработка раздела "Оценка воздействия на окружающую среду" (ОВОС)Разработка санитарно-защитной зоны предприятияРазработка экологического паспорта предприятияРасчеты рассеивания загрязняющих веществ в программе Эколог 3.0Проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Разработка нормативов допустимых выбросовПроведение инвентаризации отходовРазработка инструкции по обращению с отходами предприятияПредоставление услуги "внештатный эколог"е3 воздухРасчет шумаПроект зоны охраны артскважинИнструкция по производственному экологическому контролюОценка рисковВыполненные проектыЭкологические работы Энэка в других отрасляхТорговляПромышленностьЭнергетикаЭкономикаЭкология
Главная страницаЭкологияО компанииНовости компанииЭкологическое образование

Экологическое образование: проблемы и перспективы

Решение глобальных экологических проблем, безусловно, требует международного сотрудничества, а начинается – на локальном уровне. Определяющая роль принадлежит образованию. В настоящее время в Республике Беларусь элементы экологического воспитания прослеживаются на всех ступенях обучения: от дошкольных учреждений до высшей школы.  Особенно важно качество подготовки специалистов в области охраны окружающей среды в высших учебных заведениях, ведь именно их выпускникам предстоит искать оптимальные решения использования природных ресурсов.

На данный момент в Республике Беларусь подготовка специалистов экологического профиля ведется в восьми высших учебных заведениях (естественно-научного направления: БГУ, МГЭУ им.А.Д.Сахарова, Витебский государственный университет им.П.М.Машерова, Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины, Гродненский государственный университет им. Я.Купалы, Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; технического направления: БГТУ, БНТУ). Вышеперечисленные заведения проводят подготовку по следующим специальностям: биоэкология, геоэкология, радиоэкология; экологический мониторинг, менеджмент и аудит в промышленности; медицинская экология; экология сельского хозяйства; охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; экологический менеджмент и аудит в промышленности. В 2011 году в Международном государственном экологическом университете им. А.Д. Сахарова открыта специальность «Природоохранная деятельность (по направлениям)» с присвоением выпускникам вуза после 5 лет обучения квалификации «Эколог. Инженер по охране окружающей среды».

Набольший интерес представляет система экологического образования в Белорусском государственном университете – ведущем и старейшем (в этом году празднуется его 90-летие) университете страны. Подготовка специалистов в области охраны окружающей среды ведется на биологическом, географическом, химическом факультетах. Не менее важным этапом процесса обучения является трудоустройство подготовленных специалистов-экологов, анализ данной ситуации также проводился в рамках проекта ТЕМПУС. 

Учебная топографическая практика

На географическом факультете, начиная с 1998 года, ведется подготовка специалистов-геоэкологов с присвоением квалификации «Географ-эколог. Преподаватель географии и экологии». Структура образовательного процесса состоит из нескольких блоков. Так, можно выделить дисциплины социально-гуманитарного блока, на который приходится 11,8 % часов учебной программы. Дисциплины естественно-научного блока составляют 16,2 %. Наиболее обширным является цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин (72,0% учебной программы). В рамках этой части процесса образования преподается общая, физическая и социально-экономическая география мира, Беларуси. Таким образом, формируется мощный базис из естественнонаучных знаний, умений и навыков, позволяющий их применять при решении задач различной сложности и уровня (от локального до глобального). На дисциплины по специализации отведено 27,7%  всего учебного времени (в данный блок включены предметы начиная с  общей экологии и заканчивая медицинским мониторингом). Хотя на специализированные предметы отведен достаточно небольшой объем учебного времени, выпускники-геоэкологи БГУ по уровню подготовки не уступают выпускникам родственных специальностей других вузов РБ. Об этом свидетельствуют результаты трудоустройства выпускников и отзывы организаций по итогам производственных практик. В 2011 году географический факультет подготовил одиннадцать специалистов по направлению «геоэкология» из них 18,1 % на платной основе, 81,9% за счет бюджета. По специальности работают 90,9 % специалистов, из них в государственных учреждениях – 63,6 %.

Структура программы учебных дисциплин по специальности «Геоэкология»

 

Какие же существуют  преимущества в получении высшего образования в данном учреждении? Одним из достоинств (в данном случае рассматриваются уникальные качества образования, т.е. характерные только для БГУ), на мой взгляд,  главным, является получение не просто диплома или профессии, а университетского образования. Можно с полной уверенностью заявить, что Белорусский государственный университет выпускает образованных людей, разносторонне развитых и сформированных личностей, в чем и заключается смысл высшего образования, начиная со средневековья и до современности. Во-вторых, поскольку университет готовит специалистов широкого профиля, то, как следствие, для них имеется большая область приложения труда.

 

Педагогическая практика

Однако в образовательном процессе есть некоторые проблемы. Наиболее сильно они проявляются при трудоустройстве специалистов. Существует некое несоответствие требований работодателя и умений выпускника. Чтобы выяснить, как именно выпускники-геоэкологи оценивают приобретенные знания, умения и навыки, а также степень их использования в трудовой деятельности, было проведено небольшое исследование. Опрошено 9 респондентов из 11 выпускников данной специальности. Выпускники работают в научно-исследовательских (НИЛ «Озероведения» БГУ, УП «Космоаэрогеология», РУП «Институт почвоведения и агрохимии НАН Беларуси») и проектных (ОДО «ЭНЭКА», ООО «ЭкосГрупп», ООО «НПФ «Экология», ИП «Центр экономических проектов») организациях; учреждениях образования, территориальных органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. В качестве опросного листа использовались материалы для анкетирования студентов и выпускников, проводимого в рамках проекта ТЕМПУС «Анализ ситуации по подготовке в Республике Беларусь специалистов в области охраны окружающей среды».

По мнению большинства опрошенных за период обучения в высшем учебном заведении сформировались такиенеобходимые для работы компетенции как стремление к успеху, лидерские качества, умение работать самостоятельно и в команде, ответственность за качество выполненных работ; умения организовать собственную деятельность и работу в команде; навыки межличностных отношений, устной и письменной речи, социальных коммуникаций; развились способности анализа и синтеза, решения проблем различного уровня сложности, применения знаний на практике, креативности, навыки владения компьютером. 

В подтверждение выше сказанному, опрос показал, что уровень компьютерной грамотности выпускники данной специальности геофака БГУ оценивают как средний (66,6 %). За период обучения студентами изучались следующие программы: приложения Microsoft Office (Word, Excel, Access); ArcView, ArcGIS, Adobe Illustrator (всего 214 часов). Для более высокой конкурентоспособности выпускников на рынке услуг в учебную программу можно добавить изучение графических редакторов AutoCAD, Compas, как завершающих изучение комплекса картографических дисциплин.

Однако, компетенции необходимые для успешного трудоустройства и последующей работы, в частности, технические способности, знание нормативно-правовой базы и способность к предпринимательству и ориентации на рынок, высшей школой не сформированы. Уровень знания законодательства в области охраны окружающей среды 55,5 % опрошенных считают низким, средним - 44,4 %. По учебному плану на изучение природоохранного законодательства (экологическое право) отведено 34 часа, косвенно законодательство в области охраны окружающей среды изучается еще в восьми дисциплинах, чего недостаточно.

По мнению респондентов, в дальнейшей работе не потребуются, но в достаточной мере сформированы в ходе образовательного процесса базовые знания в различных областях, исследовательские способности и навыки стратегического мышления.

В заключение, можно отметить, что большинство выпускников считают возможным трудоустройство по специальности (88,8 %). Однако, на вопрос о степени соответствия полученного образования занимаемой должности 66,6 % специалистов считает «в некоторой степени», 22,2 % - «незначительно», 11,1 % - «не соответствует». Поскольку, в процессе получения образования, у выпускников в большей мере сформировались академические компетенции, нежели профессиональные и социально-личностные. В 2011 году  на кафедре «географической экологии» открыта новая специализация «экологический менеджмент», в рамках которой разработаны следующие учебные курсы: «менеджмент экологических рисков», «оценка воздействия окружающей среды», «нормативно-законодательное обеспечение геоэкологического менеджмента и аудита», «экологический менеджмент территориального планирования», «экологический менеджмент и аудит в промышленности», «экологический менеджмент и аудит в сельском хозяйстве», «экологический менеджмент и аудит в туризме и природоохранной деятельности» (объем каждого из курсов составляет до 52 академических часов). В настоящее время на географическом факультете выполняется ТЕМПУС проект «Information and Measurement technology in urban and land use planning on three levels of higher education» совместный с Royal University of Technology (Sweden). Надеемся, что введение в учебную программу вышеперечисленных дисциплин и сотрудничество с международными вузами позволит повысить качество подготовки специалистов в области охраны окружающей среды.