back

Адрес: 220125, г. Минск,
пр-т Независимости 177, помещение 1а

Email: info1@eneca.by Карта сайта

тел.

+375 17 393 27 88 +375 29 117 38 63 +375 29 671 97 36 +375 29 255 78 33

Российский номер:

+7 499 348 23 19

О компанииИстория компанииПреимущества компанииЛицензии и СертификатыКонтакты и реквизитыРабота в компанииНовости компанииНовости от коллектива ЭНЭКИПредложение о сотрудничествеПоиск товаров и услугОтзывы ЗаказчиковВ каких странах мы работаемБеларусьРоссияУкраинаКазахстанЕвропаАутсорсингСфера деятельностиТепловые источники энергииКогенерация и ТригенерацияВозобновляемая ЭнергетикаСистемы Транспорт ТЭКСистема хранения энергииПроектные работыПроектирование котельныхМини-ТЭЦПроектирование теплоэлектростанций (ТЭС)Проектирование тепловых сетейПроектирование электрических подстанцийПроектирование линий электропередачПроектирование газоснабженияВетроэнергетикаПроектирование Солнечных электростанцийПроектирование биогазовых комплексовПроектирование объектов газификацииАдаптация проектовПроектирование электроснабжения промышленных и административных объектовВодоснабжениеПроектирование питающих сетей напряжением до 10кВ (воздушных и кабельных линий)Проектирование раздела АСКУЭ, телемеханики и релейной защитыПредпроектные работыОбоснование инвестирования (ОИ)Технико-экономическое обоснование (ТЭО)Расчет потребности в топливе (РПТ)Расчет нагрузок (РН)Подбор оборудованияСбор исходных данныхПроведение инженерных изысканийГеомаркетингВыполнение функции ЗаказчикаЭкологические работы и проектыРазработка раздела "Охрана окружающей среды" (ООС) Разработка раздела "Оценка воздействия на окружающую среду" (ОВОС)Разработка проекта санитарно-защитной зоны предприятияРазработка экологического паспорта предприятияРасчеты рассеивания загрязняющих веществ Проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Разработка нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздухПроведение инвентаризации отходовРазработка инструкции по обращению с отходами предприятияПредоставление услуги "внештатный эколог"Программное обеспечение расчета масс выбросов загрязняющих веществРасчет шумаОценка рисковПроект зоны охраны артскважинИнструкция по производственному экологическому контролюЭкономические работыРасчет экономической эффективности проектовБизнес-план инвестиционных проектовБизнес-план развитияБизнес-план создания нового предприятияМониторинг и сопровождение бизнес-планаПомощь в организации финансированияСоздание расчетной схемы бизнес-планаКонсультационные услуги по экономическим расчетамВыполненные проектыПроектирование Предпроектные работыЭкологические работыЭкономические работыЭнэка в других отрасляхТорговляПромышленностьЭнергетикаЭкономикаЭкология
Главная страницаЭнергетикаО компанииНовости компанииПРОЦЕСС или ЭФФЕКТ – что важнее?! или «Как эффективно использовать Белорусскую АЭС»

ПРОЦЕСС или ЭФФЕКТ – что важнее?! или «Как эффективно использовать Белорусскую АЭС»

В 2018 году планируется ввод 1-го энергоблока Белорусской АЭС мощностью 1,2 ГВт. Ввод БелАЭС имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, Беларусь становится менее зависимой от поставок энергетических ресурсов извне, а с другой - в ночное время возникает проблема прохождения ночного минимума. Особенность энергосистемы заключается в том, что существующие электростанции Беларуси полностью покрывают потребность потребителей РБ в электрической и тепловой энергии.

Источник: http://news.tut.by/society/367045.html

Если в энергосистему просто включить АЭС (только один энергоблок), то в ночные часы избыточная генерирующая мощность будет составлять 1,2 ГВт:

sutochnyy_grafik_nagruzok_energosistemy_aes.png

Источник: http://news.tut.by/society/367045.html

Из-за особенности работы реактора, атомная электростанция должна покрывать базовое потребление электроэнергии. Для соблюдения этого принципа придется вывести из работы большую часть действующих станций и "сгрузить" серьезную часть нагрузки на БелАЭС. А этого делать нельзя из соображений надежности, поскольку, случись что, энергии в стране не будет совсем.

Для решения этой проблемы специалисты белорусской энергосистемы предложили 6 способов управления генерацией энергосистемы, чтобы вписать АЭС в действующую энергосистему:

  • использование ГАЭС (гидроаккумулирующих станций)
  • использование ВАГТЭ (воздушноаккумулирующих газотурбинных электростанций)
  • электрокотельные и конденсационные электрокотельные
  • пиковые газотурбинные установки и ТЭЦ
  • конденсационные электрокотельные и ТЭЦ
  • выравнивание графика нагрузки

Все варианты преследуют решение двух вопросов: покрытие пиковых нагрузок потребления электроэнергии и поддержание работы системы теплоснабжения в зимний период в ночные часы.

Использование гидроаккумулирующих станций является классическим вариантом для регулирования работы АЭС. Но в условиях Беларуси создание ГАЭС для регулирования графика нагрузки экономически нецелесообразно. Вариант использования ВАГТЭ требует наименьших затрат, но из-за отсутствия опыта эксплуатации подобных объектов он не будет реализован.

Затраты на урегулирование энергетической системы для различных вариантов приведены в таблице.

Источник: научно-производственный журнал «Энергетика и ТЭК»

Т.е для реализации БелАЭС потребуются не только инвестиции в строительство, но и в урегулирование энергетической системы (а это 2 млрд. долл.). Экспертами предлагался вариант выравнивания графика нагрузки, но он не получил дальнейшего продвижения.

В данной статье мы хотим предложить свой вариант для выравнивания графика нагрузки белорусской энергосистемы - это использование электромобилей.

 

Для выравнивания графика нагрузки необходимо построить во дворах жилых домов специализированные зарядные устройства  с медленной зарядкой, позволяющей дозарядить батарею за ночь. Эксплуатация электромобиля в таких случаях будет похожа на использование мобильных телефонов, днем пользуешься, а ночью заряжаешь. Массовое применение электромобилей смогло бы помочь в решении проблемы «энергетического пика» за счёт подзарядки аккумуляторов в ночное время.

Реализовать подобный проект может как само государство (для повышения эффективности использования АЭС), так и частный инвестор. При реализации подобных проектов частным лицом, государство должно создать механизмы стимулирования, которые должны заключаться в поставке электроэнергии по себестоимости в ночное время. Оптимальным инвестором для такого проекта будет компания- дистрибьютор электрокаров. Проект поможет решить две проблемы: создать инфраструктуру и повысить интерес граждан к электромобилям, а как следствие - увеличить количество продаваемых машин.

ИНВЕСТИЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВО ЗАРЯДНЫХ СТАНЦИЙ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ

Давайте проанализируем финансовую составляющую подобного проекта. Для реализации строительства зарядных станций необходимо проложить сеть и установить зарядные устройства. Предположительно затраты на электрические сети возьмет государство, а на зарядные устройства – инвестор.

Затраты со стороны государства

Затраты со стороны государства будут заключаться в строительстве линий электропередач. Инвестиционные затраты на ЛЭП определяются из условия необходимости сооружения воздушных линий для передачи мощности 890 МВт. Такая мощность необходима для выравнивания графика нагрузки (мнение специалистов «БелЭнерго»).

карта сетей.jpg

Схема строительства воздушных линий для создания  зарядных станций

Для строительства зарядных станций выбран г. Минск и города-спутники (Смолевичи, Смиловичи, Дзержинск, Заславль). Выбор пал на эти города из-за финансовой состоятельности жителей. Потенциальных покупателей электрокаров в г. Минске больше, чем в остальных городах. Города-спутники были взяты, т.к. предполагается, что в ближайшее время в них численность населения увеличится. Для того, чтобы добраться до столицы, строятся железнодорожные «городские линии». Однако, большинство предпочитает свой личный автомобиль. Электрокар будет оптимальным выходом, т.к. запаса хода хватит добраться до места работы и обратно.

Затраты государства на строительство воздушных линий

Затраты государства на строительство трансформаторных подстанций

Таким образом, затраты государства на строительство воздушных линий и трансформаторов составят: 91+174,6= 265,6 млн. долл.

ЗАТРАТЫ СО СТОРОНЫ ИНВЕСТОРА

Для создания медленных зарядных станций необходимо установить оборудование на сумму 1-1,5 тыс. долл.

Для оценки капитальных затрат со стороны инвестора определим количество электромобилей для выравнивания графика нагрузки.

Для расчета средний пробег автомобиля в год примем 15тыс. км (данные ГАИ), таким образом, за день машина в среднем проезжает около 60 км. Данная цифра меньше заявленного расстояния, которое способен проехать электромобиль на одной зарядке (Nissan LEAF способен проехать до 150 км на одной зарядке). Поэтому ночью необходимо заряжать не весь аккумулятор, а только 40-50%. Для подзарядки электрокаров за всю ночь потребуется зарядное устройство мощностью порядка 5 кВт.

Как сообщалась, необходимая мощность для выравнивания графика нагрузки составит 890 МВт, таким образом, количество автомобилей находящихся одновременно на зарядке, для выравнивания графика нагрузки, составит порядка 110 тыс. шт. (15% от общего количества автомобилей в г. Минске).

Затраты со стороны инвестора составят: 1500*110 тыс.=165 млн. $.

Капитальные затраты на строительство зарядных электростанций на 110 тыс. электромобилей приведены в таблице.

Эффективность проекта строительства зарядных станций

По мнению экспертов, стоимость электроэнергии от АЭС в ночное время составляет 2,7 центов $ за кВт*ч. Цена на электроэнергию от зарядного устройства для населения составит 6,1 центов $ за кВт*ч (цена 1 кВт*ч на сегодня). Это сделано с целью того, чтобы данный проект имел коммерческую привлекательность для инвестора.

Посчитаем прибыль от реализации строительства заправочных станций на 110 тыс. машин.

Среднее количество зарядок в год составляет порядка 280 раз по 15 кВт*ч каждая, получается каждая машина потребляет 4200 кВт*ч/год. Расчет основных экономических показателей проекта:

Срок окупаемости строительства зарядных станций составит 10,5 лет. Это не привлекательно для частного инвестора.

Из сложившейся ситуации может быть два выхода:

Государство дотирует инвестору часть капиталовложений. Дотации должны предоставляться на такую сумму, чтобы проект по созданию зарядных станций имел привлекательный срок окупаемости.

Предположим, что срок окупаемости данного проекта составляет 5 лет. Прибыль инвестора за это время составит 78,5 млн. $. Тогда государство должно дотировать:

165-78,5 = 86,5 млн. долл.

С учетом дотаций затраты государства на создание зарядных станций составят 352,1 млн. $. Довольно крупная сумма, но она в 6 раз меньше, чем у вариантов БелЭнерго.

Для компенсации затрат инвестором, возможно увеличение стоимости продаваемого электромобиля. Произведем небольшой расчет. Также примем срок окупаемости 5 лет, тогда стоимость электрокара для покупателя должна быть                   увеличена на 790 $. Определим конечную     стоимость электромобиля для покупателя.

Для расчета возьмем самый популярный электромобиль в Европе  - Nissan LEAF. На сегодняшний день его стоимость составляет 47тыс. $. Тенденции на стоимость электромобилей показывают снижение стоимости автомобиля ежегодно на 10%. Так как строительство БелАЭС закончится в 2018 году, то стоимость электрокара к этому времени составит 34300 $. С учетом надбавки дистрибьютором стоимость электромобиля станет раной 35090  $.

Nissan LEAF

При реализации данного проекта возникает риск. А готово ли население купить 110тыс. электромобилей? Ответ прост: если электромобиль окажется выгодней автомобиля с ДВС, то покупатели найдутся.

Определим стоимость владения электромобиля (Nissan LEAF) и его ДВС аналога, Citroen C4 1,6 HDI. В расчетах принималась стоимость новых автомобилей. При сегодняшних ценах на б/у автомобили, электромобиль не окупиться за срок эксплуатации.

Первый вариант. В том случае, если государство дотирует инвестору часть затрат, стоимость электрокара в 2018 году станет равной 34300 $. Для определения стоимости владения автомобилем просуммируем затраты на покупку автомобиля, топливо и техническое обслуживание автомобиля.

Исходя из полученных результатов, электромобиль окупится за срок в 8 лет. Довольно привлекательная цифра, с учетом того, что это новый автомобиль.

Второй вариант. Дистрибьютор увеличивает стоимость автомобиля. Тогда стоимость владения автомобилем составит:

В таком случае электромобиль не окупается за восемь лет. Чтоб электромобиль мог конкурировать с ДВС, понадобятся субсидии государства покупателям электрокаров. Субсидии государства должны составлять 690 $ за машину.

С учетом субсидий и дотаций со стороны государства инвестиции в строительство 110 тыс. зарядных станций составят:

Реализация данной идеи позволит:

  • решить проблему с неравномерностью графика нагрузки энергосистемы в ночное время в 4 раз дешевле, чем предлагают специалисты БелЭнерго.
  • создать новый рынок и организовать новые рабочие места
  • улучшить экологическую ситуацию в г. Минске, сократив выбросы от транспорта на 15%
  • развить современный транспорт в Беларуси в целом, что повлечет за собой дальнейшее приближение государства к странам с развитой экономикой
  • реализовать белорусское производство электромобилей. Так как появляется большой рынок и хорошая перспектива. Предприятие может быть реализовано совместно с российскими партнерами.

В любом случае, для реализации подобного проекта необходимо стимулирование со стороны государства. Государственная поддержка важна для развития рынка электромобилей. Поставщикам и потребителям нужны сигналы от государства о переходе на электромобили.